Памяти Геннадия Банщикова
ПАМЯТИ ГЕННАДИЯ БАНЩИКОВА(1943 – 2025)
На 82-м году жизни скончался Геннадий Иванович Банщиков, выдающийся петербургский композитор и педагог. Он родился в Казани 9 ноября 1943 года.В 1961-64 учился в Московской
консерватории в классе композиции С. Баласаняна, в 1965-66
продолжил обучение в Санкт-Петербургской (Ленинградской)
консерватории, которую окончил по классу композиции Б.А.Арапова.В 1966-69 прошел у Арапова курс аспирантуры при кафедрекомпозиции. Член Союза композиторов России с 1967 (с 1980- член Правления Союза композиторов Санкт-Петербурга).
С 1974 - преподаватель кафедры инструментовки (с 1983 - доцент),
с 1998 – профессор кафедры инструментовки,а также кафедры композицииСанкт-Петербургской консерватории.
Яркая и многограннаяиндивидуальность композитора, с одной стороны, имеет фундаментом отточенный профессионализм, техническоесовершенство, сдержанность выражения, постоянный самоконтроль,свойственные петербургской композиторской школе – то есть, влучшем смысле слова, строгий академизм. С другой стороны,импульсивность, открытая экспрессия музыкиБанщикова, ее высокая эмоциональная температура свидетельствуюто романтической «родословной» автора.
Любовное вглядывание, вслушивание в минувшие эпохи (в противовесфутуризму, отвергающему прошлое, в противовес неустойчивымкапризам музыкальной моды), укорененность в благодатной почвевековой традиции – вот черты, роднящие музыку Банщикова с искусством романтиков. В одной из бесед Банщиков,отдавая должное пафосу новаторов-первооткрывателей, формулирует свое кредо: «... бережно хранить доставшееся нам в наследство от предшественников и деликатно это наследство"обживать", находя связи там, где их и предположить-то былотрудно». При этоммышление композитора, выразительные средства музыки глубоко современны.
Музыку Банщикова отличает сочетание четких форм, жестких
классицистских моделей и романтической взволнованности.
Рихард Штраус, вероятно, потому и оказался особенно близок
Банщикову, что сумел, по его словам, «органично сплавить
стилистику Моцарта и Вагнера». «Оперу о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»композитор посвятил памяти Рихарда Штрауса. Комическая операБанщиковаярко и парадоксально травестирует любимую им оперу-диспутШтрауса «Каприччио». Цитату из «Каприччио» Банщиков «вмонтировал»в финал Трио-сонаты, Штраусу же посвящена «Телефонная книга».Это сочинение, наряду с оперой-пародией «Любовь и Силин»и музыкальной трагикомедией «Горе от ума», открывает одну изграней таланта Банщикова - музыкальное остроумие, умениесобственно музыкальными средствами передать авторскую самоиронию,воссоздать атмосферу комического, стихию смеха. Стихия эта даето себе знать в инструментальные сочинениях, доминируя в скерцозныхразделах (напомнить ли одни из первых в мировомрепертуаре полномасштабные сонаты для баяна).
Геннадий Банщиков – автор балетов «Вестрис», «Дама Пик», «Оптимистическая трагедия», «Шаман и Венера». Среди самых популярных сочинений композитора кантаты «Памяти Гарсиа Лорки» и «Пепел в ладонях» на стихи Серджио Вальехои «Петербургский ноктюрн» на стихи Александра Блока
Масштабность замысла, уровень философского мышления отличаютне только симфонии Банщикова, но и сочинения камерного,концертного жанров. Фортепианные сонаты Банщикова обнаруживаютчерты симфонизма (в концептуальном смысле), его виолончельныеконцерты - вслед за аналогичными сочинениями Прокофьева иШостаковича - являют пример утвердившегося в ХХ веке жанраконцерта-симфонии.
Одна из самых читаемых чисто профессиональных музыкантских книг – «Законы функциональной инструментовки» Банщикова. Вот где сказались литературный дар, остроумие композитора. Привожу пару афоризмовдля примера: «Отставание на много лет вперед», «Отмечено штампом таланта».
Болезни, одолевавшие композитора. не позволяли емуподчас присутствовать на концертах, где исполнялись его собственные сочинения. Впрочем, Банщиков был далек от самолюбования и не искал поощрения критиков, полагая свою работу прежде всего профессиональным долгом. В одном интервью он прямо сказал: «Я определил свою роль в музыке: держать поле под парами, чтобы оно не заросло бурьяном. Когда придет хороший сеятель, он соберет богатый урожай».
Дорогой Геннадий Иванович, ты сам был великим тружеником, сеявшим, по заветам, «разумное, доброе, вечное». Спасибо тебе, покойся с миром! Вечная память!
Иосиф Райскин
