«Весне» — дорогу!
Елена Наливаева
В Петербурге весна приходит, можно сказать, дважды. Первый раз — примерно по календарю, в марте или начале апреля. Второй раз — в мае, когда перед любителями музыки распахиваются двери концертных залов, приглашая на фестиваль «Санкт-Петербургская музыкальная весна». В нынешнем году проект стартует 11 мая. На этот раз «Весна» будет «Ленинградской»: организаторы будто запускают машину времени, и слушатели смогут ощутить, если выразиться по-музыкантски, модуляцию из Ленинграда в Петербург. Неудивительно, что концепция фестиваля построена вокруг символов города 60-х–80-х годов в ностальгическом переосмыслении современными композиторами.
Концертная программа открытия фестиваля называется «Ленинградский пломбир». Прозвучит симфоническая музыка. В первом отделении гости «Весны» услышат «Фанфары» Андрея Петрова, Восьмую симфонию Бориса Тищенко (это юбилейное приношение: в 2024 году композитору исполнилось бы 85 лет) и «Весенний» концерт Сергея Слонимского для скрипки с оркестром. Второе отделение посвящено музыке современной. «Криоген» Светланы Лавровой идеально вписывается в программу, а Фортепианный концерт Антона Танонова искромётно завершит вечер. Автор Фортепианного концерта и организатор фестиваля объясняет выбор названия программы так: «Современная музыка ассоциируется со свежестью, с холодным, ярким, обволакивающим вкусом мороженого. А сочинения в первой части программы обладают вневременной свежестью, как ленинградский пломбир». Воплощённый в звуке вкус мороженого — что может быть лучше в майский солнечный день?
Ещё один симфонический концерт состоится 20 мая. Программа «Ленинградский андеграунд» представит музыку Геннадия Банщикова, Настасьи Хрущёвой, Игоря Друха и Александра Попова.
Нежная ностальгия по «Музыкальной весне» рубежа веков воплотилась в эстрадно-джазовых концертах фестиваля. 14 мая гостей ждёт программа «Джаз в квадрате», а 22 мая слушатели совершат обещанное «Путешествие из Ленинграда в Петербург» — машина времени уже разогревается на новой сцене LDM. Джазовые программы «Ленинградской музыкальной весны» наполнены теплом: в них много песен, а песня трогает сердца, раскрепощает и объединяет.
Трудно представить Ленинград-Петербург без коммунальных квартир, творческих посиделок в кафе и барах, квартирников, художников-неформалов… Всё это будет и на фестивале. «Ленинградская музыкальная весна» подарит гостям три концерта камерной музыки. Программа «Ленинградская коммуналка» приглашает порефлексировать вместе с Леонидом Десятниковым, Александром Радвиловичем, Виктором Плешаком, Алексеем Крашенинниковым, Александром Слединым и другими композиторами. 17 мая современные композиторы осмыслят культурный феномен «Митьков». 18 мая музыканты на один вечер возродят атмосферу культового кафе «Сайгон». Украшением фестиваля станет концерт «Ленинградский бестиарий», где соберётся большая компания всевозможных реальных и фантастических существ, рождённых творческой мыслью студентов композиторского факультета Петербургской консерватории. Молодёжи, конечно, любопытно творчески побывать в 60-х–80-х годах. Все камерные концерты пройдут в Дубовом зале Дома композиторов, на родной для современных авторов, намоленной сцене.
Кстати, о залах. Большой зал филармонии, Капелла, новая сцена LDM, ЯаниКирик — «Весна» придёт на лучшие концертные площадки Санкт-Петербурга.
В ЯаниКирик23 мая состоится закрытие — туда прибудет программа «Ленинградский трамвай». Трамвай этот волшебный — он не только курсирует по улицам Ленинграда-Петербурга, но и заезжает в музеи, останавливается у храмов, переносится в разные города, созерцательно скользит по Волге. Все его метафорические остановки будут воплощены в музыке для хора.
«Музыкальная весна» всегда сотрудничает с ведущими петербургскими солистами и коллективами. В нынешнем году это Международный симфонический оркестр «Таврический» под управлением Михаила Голикова, Петербургский джазовый оркестр под управлением БениаминаСаруханяна, Концертный хор Санкт-Петербургского института культуры (художественные руководители и дирижёры — Сергей Екимов и Лариса Яруцкая), концертный хор «Перезвоны» (художественный руководитель и дирижёр — Лариса Яруцкая), Хор Санкт-Петербургской консерватории (художественный руководитель и дирижёр — Сергей Екимов), солисты Санкт-Петербургской филармонии Николай Мажара и Михаил Крутик, Ансамбль Вячеслава Гайворонского, ансамбль «КругосветБэнд».
Антон Танонов рассуждает: «Смещение и смешение временны́х пластов, стилей, жанров происходило незаметно, но привело нас в сегодняшний день, где кроссовер стал обыденностью, полистилистика воспринимается как что-то традиционное и естественное, а авангард звучит как ретро».
Приходите на фестиваль! Девять непохожих концертных программ непременно откликнутся меломанам с не менее разными предпочтениями.