Обзор Цифрового альбома «Сотворение музыки. День первый в LDM»
Рады представить обзор Цифрового альбома «Сотворение музыки. День первый в LDM» Романа Рудицы!
https://music.yandex.ru/album/34952814
Дом композиторов… Особняк в Северной столице, недалеко от Исаакиевского собора, превосходно знакомый петербуржцам и многим людям в России и за ее пределами. Знакомый как замечательный исторический и архитектурный памятник и, еще более, как важный центр музыкального искусства нашего города, всей нашей страны. В середине прошлого века особняк стал резиденцией Петербургского (тогда Ленинградского) отделения Союза композиторов России (тогда РСФСР). И с тех пор он был не просто местом пребывания композиторской творческой организации. Много лет здание на Большой Морской было домом людей, создающих, творящих музыку, их очагом, остается им и поныне – до известной степени.
И степень эта неуклонно понижается, стремясь обратиться в ноль. Здание не принадлежит Союзу композиторов, теперь его собственник – совсем другая организация, для которой присутствие создателей музыки – своего рода отягощение. Композиторы все менее чувствуют себя не то чтобы хозяевами – обитателями своего многолетнего приюта. И, может статься, будут вынуждены вовсе покинуть родные стены. Казалось бы, очередной имущественный конфликт, каких немало в наше время. Но так ли это? Дом славы российской музыки, дом Шостаковича, Дунаевского, Клюзнера, Соловьева-Седого, Баснера, Слонимского, Тищенко, Фиртича, Петрова, Гаврилина. Дом тех, кто продолжает их дело сейчас и понесет их наследие в будущее. Справедливо ли, достойно ли будет допустить, чтобы слава нашей музыкальной культуры, ее преемственность ушли из своего исконного жилища?
Композиторы так не считают. И заявляют о необходимости оставить за ними их славный дом – заявляют весьма твердо, с убедительностью и изяществом, достойными их высокого ремесла.
Заявление, которое недавно сделали петербургские творцы музыки, конечно, не банальная петиция. Это масштабный творческий проект под названием «Сотворение музыки. День первый», реализованный в рамках II фестиваля «Петербургские дожди» и представленный на концерте в Театре ЛДМ. Проект оперативно переведен в формат альбома, доступного на многих платформах, так что его жизнь не ограничилась единственным концертом, а продолжилась в сети.
Сотворение музыки… Слова многозначительные, даже загадочные. Что означают они – некий акт, в результате которого музыка, эта тайна бытия, возникла на заре существования мира? Или рождение музыки в душе, в мыслях человека? Не обещают ли они, что проект окажется погружением в мистику музыкального творчества, прикосновением к его первоосновам, доступным только для избранных? Как это сочетается с образом театра ЛДМ, ярко проявившего себя в жанре мюзикла?
Открывая премьеру проекта на сцене ЛДМ, художественный руководитель «Петербургских дождей», председатель Санкт-Петербургского отделения Союза композиторов Антон Танонов предупредил, что «Сотворение музыки» будет экспериментальным. Что вниманию публики предлагается концептуальный альбом, в котором объединены разные стилистики – от академической эстрады и джаза до зажигательного drum and bass, а многие произведения походят на номера из мюзикла. И все это сливается в коллективном посвящении Петербургу, Дому №45 на Большой Морской, музыке петербургских композиторов как таковой.
В создании альбома приняли участие 13 композиторов. Все они очень разные – принадлежат разным поколениям, не схожи по манере, имеют за собой весьма различные творческие пути. Здесь и признанные мэтры композиторской школы Петербурга, и мастера среднего поколения, с устоявшимся, узнаваемым почерком, и молодые авторы, которые деятельно и энергично ищут себя. Но альбом получился цельным по стилю. Флер эстрады – мюзикла – джаза, наброшенный поверх несхожих манер, создает общую непринужденную атмосферу. Почти все произведения звучат в сопровождении Петербургского джазового оркестра п/у Бениамина Саруханяна – и джазовый колорит становится фактором сплоченности на уровне саунда, то вспыхивая со взрывной силой, то впитываясь в произведения, изначально от джаза далекие…
Собственно, все начинается с джаза – в его почти беспримесном виде. Своего рода прелюдией к альбому служит 1-я часть Сонаты для джазового квинтета Константина Хазановича, композиция добротная и вальяжная, в которой фантазия скользит от одного гармонического квадрата к другому, возвращается к одной и той же ненавязчивой теме, настраивая слушателей на умеренный релакс.
Однако, релаксировать слушателю не приходится: в проекте несколько смысловых линий, ключевых идей, умело переплетенных, удачно связанных общей драматургией, которая не дает расслабляться.
К идее сотворения – в библейском смысле - обращается старший из авторов альбома Виктор Плешак, знаменитый своими песнями, такими как «А когда вода нам как земля» и «Неповторимый Петербург», ценимый за произведения для музыкального театра, для детей и взрослых. Звучат крайние (1-я и 7-я) части его оратории для детского хора «Сотворение мира» на слова Николая Голя. Оратория простыми и броскими средствами рисует зыбкие образы мира, возникающего из небытия, и вместе с тем излучает позитив, который выплескивается в задорной песенке-пляске финала.
Конечно же, в альбоме раскрыта тема композиторского творчества - раскрыта разнообразно и парадоксально, развернута в перспективе от античной мифологии до неформальных тенденций нашего времени.
Вот «Марсий» Владиславы Малаховской, часть из цикла на слова Евгения Антипова «Летучие голландцы», которую автор определяет как рок-балладу. И правда, искренние и декларативные интонации, идущие от рок-культуры, характерный разворот драйва, соединяющий крайние медленные части, убедительны и трогательны в монологе, созданном Малаховской. Это монолог сатира Марсия, вступившего в музыкальное состязание с Аполлоном и заплатившего жизнью за свою… дерзость? Или честность? Психологичное, глубоко лирическое произведение Малаховской вводит нас во внутренний мир античного персонажа – точнее, страдающего художника, музыканта-творца, на горе себе излившего душу в звуке. И этот мир раскрывается в тонком плетении романсных интонаций, отголосков древнегреческой монодии – по дрожащей как натянутая проволока канве рок-баллады.
В «Музыке на слова Анны Ахматовой» Елены Исаенко возникает образ Шостаковича. Выступая на защиту дома композиторов, вспомнить Шостаковича более чем уместно: Дмитрий Дмитриевич немало сделал для того, чтобы здание на Большой Морской досталось Союзу композиторов, не говоря о том, что он является центральной фигурой композиторской школы нашего города, оказал на нее громадное, почти гипнотическое воздействие. Но примечательно, что свое посвящение Шостаковичу Исаенко выполнила в стилистике, с его музыкой даже не перекликающейся. В этом посвящении джазовая гармония, джазовая импровизационность, сочетаясь с эстрадно-песенным лиризмом, создают неожиданный контекст для знаменитого ахматовского обращения к музыке Шостаковича. «В ней что-то чудотворное горит, и на ее глазах края гранятся...» - эти чеканные и суровые строки распеты Еленой Исаенко с доверительной теплотой, контрастирующей с трагическим пафосом стихотворения Ахматовой.
Есть в альбоме сочинения, в которых авторы говорят не с конкретным, как Шостакович, композитором, но с композитором обобщенным, или даже со всем композиторским сообществом. Вот композиция Петра Иванова «Токсичный хит», посвященная Сергею Курехину. Здесь автор напористым, хотя и несколько медлительным рэпом требует от некоего абстрактного композитора композировать новый хит. И тут же заявляет, что хит ему не нужен, что цветение флокса в горшке важнее и вообще не стоит напрягать бум-бокс.
Вот произведение Екатерины Ивановой-Блиновой «Первый космический союз» на слова Алины Байбановой. На мотив вальяжно-ироничных частушек персонаж Ивановой-Блиновой повествует о том, как он отправится на Марс, да как обживется там, как семьей обзаведется. И приглашает всех композиторов с собой – дескать, там, на Марсе, самое им место, там ждут их, и будут они на Красной планете ох как востребованы.
Есть в составе «Сотворения музыки» и номера, которые ясно свидетельствуют о том, что петербургские композиторы очень даже умеют сочинять хиты. Сюда относятся прежде всего две песни Михаила Журавлева – «Я и ты» (на собственные слова), «Петербургские ночи» (слова Софии Журавлевой), и «Невская мелодия» Евгения Петрова (слова Евгения Баренцева). Эти вещи, продолжающие бесценные традиции советской песни, вместе с тем звучат свежо и современно, уместны в нынешнем времени и созвучны ему. Они обладают главными достоинствами песенного жанра – яркостью мелодии, умелым построением формы в пределах простой куплетной структуры. Казалось бы, сколько песен пропето о нашем городе – но Журавлев в «Петербургских ночах» и Петров в «Невской мелодии» находят для него свежие, живые и трогательные мотивы.
Несколько особняком стоит в альбоме «Весело на душе» Елизаветы Панченко, музыкальное приношение Валерию Гаврилину, написанное к 85-илетию прославленного мастера. Известная пристальным интересом к русскому музыкальному фольклору, Панченко создала развернутый вокализ, в котором народно-песенные интонации претворены в свободной, фантазийной манере, балансирующей между фолк-роком и симфоническим развитием. Пьеса медитативна и динамична, душевное веселье в ней неявное, затаенное, оно словно бы витает в туманном просторе, все яснее проступая по мере того как разворачивается вольно льющаяся мелодия…
Пьеса Панченко – интерлюдия, которая удачно предваряет финал «Сотворения»… Впрочем, подготовка к финалу идет на протяжение всего альбома, - ряд номеров, в которых композиторы заявляют: «родной дом будет нашим, он принадлежит нам, он принадлежит искусству!», рассредоточен по циклу. Эти номера - «Не отдадим» Натальи Лебедевой, «The union home» Бениамина Саруханяна, «Дом мастеровой» Сергея Дягилева – ведут к итоговой декларации.
Собственно, итог «Сотворения» - это даже не декларация, а нечто более остроумное и эффектное. В финале звучит произведение Антона Танонова «Баллада о доме мелодий» на стихи Дмитрия Дарьина, которое, действительно, является балладой в силу своей повествовательности: здесь мы находим изложение событий славного прошлого Дома композиторов, описание его нынешних злоключений, выполненное с эпичностью шутливой, как бы пародийной… Но, если перефразировать текст «Баллады» в более формальных выражениях, получится обстоятельный, четко структурированный доклад, в котором изложены обстоятельства, приведшие к текущему положению дел, описано само это положение и сделано заключение о требуемых мерах. И этот доклад положен на музыку в духе финала мюзикла – превращен в ансамбль с хором, в котором энергичная и остроумная драматургия объединяет вступления разнохарактерных персонажей, поющих об одном и том же в разных стилях, неуклонно ведет к выводу.
Не только композиторы сплотились ради спасения своего дома. Мощную поддержку коллегам, сочиняющим музыку, оказали артисты, ее исполняющие. Это превосходные исполнительские коллективы – Петербургский джазовый оркестр п/у Бениамина Саруханяна, Концертный хор «Перезвоны» Детской школы искусств им. М. И. Глинки п/у Ларисы Яруцкой, и замечательные певцы. Под виртуальной обложкой «Сотворения музыки» собраны работы вокалистов: Александра Кулинковича, Алины Атласовой, Глеба Юхнюка, Веры Митрофановой, Петра Тучкова, Надежды Кармаевой, Динары Антоновой, Александра Пахмутова - работы ярко индивидуальные, отмеченные высоким профессионализмом, вкусом и темпераментом. Проект поддержали своим участием великие от джаза – легендарные Вячеслав Гайворонский и Андрей Кондаков.
И теперь, когда первый день музыкального творения состоялся, остается надеяться на последующие дни, - как и на то, что они счастливо протекут в родных стенах дома на Большой Морской.
Роман Рудица
