Логотип союза композиторов
Санкт-Петербург,
ул. Большая Морская, д. 45

Иосиф Райскин

Иосиф Райскин

Иосиф Райскин
Ленинградская музыкальная весна 2024

О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта!
Александр Блок

Фестиваль, которому уже более полувека, родился в Ленинграде и, хотя городу возвращено его родовое имя, пусть остается на карте культурной столицы «Ленинградская музыкальная весна», как знак признательности создателям фестиваля, как дань уважения истории – ведь не станем же мы переименовывать «ленинградскую блокаду»!

У ленинградской музыки прочные петербургские корни. В невской столице берут начало спектакли оперных трупп, здесь основано «Санкт-Петербургское филармоническое общество» (1802), а спустя несколько десятилетий «Русское музыкальное общество» (1859) и первая в России консерватория (1862). По инициативе А. Г. Рубинштейна Петербург стал (с 1890 года) местом проведения регулярных международных исполнительских конкурсов. В начале ХХ века возникают – внимание! – «Вечера современной музыки», знакомившие с яркими новинками, отечественными и западными – Скрябин, Прокофьев, Стравинский, Дебюсси, Равель, Регер…). Не прообраз ли это «Музыкальной весны»?

В середине 1930-х годов Ленинград – арена первых в СССР музыкальных фестивалей. «Правда» от 21 мая 1934 года сообщала: «Вчера симфоническим концертом под управлением греческого дирижера Дм. Митропулоса открылись в Ленинграде музыкальные торжества… На празднество съехались около 200 интуристов из Европы и Америки, среди них виднейшие музыкальные деятели, критики, редакторы газет и журналов». Накануне «Известия» анонсировали: «27 мая в Малом оперном театре будет показана опера Шостаковича “Леди Макбет Мценского уезда”, а 29 мая в филармонии Шостакович играет свой фортепианный концерт… Будут также исполнены произведения Мясковского, Щербачева, Шапорина и др.». Следующий Ленинградский фестиваль искусств прошел спустя год, в июне 1935-го.

Зима 1936 года выдалась суровой. После статьи в «Правде» от 28 января 1936 года «Сумбур вместо музыки. Об опере “Леди Макбет Мценского уезда”» советская музыка (как и другие искусства) развивалась в условиях всеобщего идеологического «оледенения».

Когда же вслед за «оттепелью» пришла бурная весна 1956-го, когда год спустя концерты VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве ошеломили нас многоцветием современной музыкальной палитры, – тогда вернулось время фестивалей новой музыки. Мечталось, что «Ленинградская музыкальная весна», созданная по инициативе Андрея Павловича Петрова, станет в один ряд с «Варшавской осенью», о ней мы знали лишь понаслышке. Открывались «весенние» перспективы обновления музыкальной жизни в невской столице.

… Шли годы, десятилетия, вслед за недавними нашими кумирами –все теми же Стравинским, Прокофьевым, Шостаковичем – вырастали «младшие боги». Их мы выбирали среди сверстников, увы, тоже покинувших нас. «Музыкальная весна» знакомила с музыкой Слонимского и Тищенко, Пригожина и Баснера, Петрова и Успенского, Гаврилина и Фалика … На афишах ленинградского фестиваля появлялись имена композиторов Москвы, других городов России и соседних республик, росла чуткая и требовательная аудитория. Менялось время, с ним менялись вкусы новых композиторских и слушательских поколений. Как и прежде, в борьбе разных художественных направлений, в разноголосице мнений, критических откликов, рождалась новая музыка.

«Ленинградская музыкальная весна 2024», согласно сценарию нынешнего руководителя Союза композиторов Санкт-Петербурга Антона Валериевича Танонова, уходит от сугубо академического тона и жанровых границ. Взгляните на названия вечеров: «Ленинградская коммуналка», «Кафе “Сайгон”», «Митьки» (концерты камерной музыки – от «квартирников» до культового кафе «неформалов»). Что же до симфонических собраний, они именуются не иначе, как «Ленинградский пломбир» или «Ленинградский андеграунд», а концерт хоровой музыки озаглавлен: «Ленинградский трамвай». Не без иронии назван концерт музыки студентов консерватории – «Ленинградский бестиарий»; завершает «Весну» эстрадно-симфонический концерт «Путешествие из Ленинграда в Петербург».

Приятного путешествия, дорогие слушатели, устраивайтесь поудобнее в креслах концертных залов и отнеситесь с доверием к новым произведениям, к новым именам. Многое прозвучит впервые и окажется внове и для вас, и для коллег-музыкантов, музыкальных критиков. Повторим вслед за поэтом:

Принимаю тебя неудача,
И удача, тебе мой привет!

Что из услышанного войдет в репертуар, что станет – не смейтесь! – классикой, решит Время. То есть, мы с вами; ведь суд Времени – это наш общенародный слушательский суд. Будем же внимательны к новой музыке, к ее подчас непривычному слову.


Иосиф Райскин

Возврат к списку